Саркофаг - строительство сооружения
- Details
- Parent Category: Саркофаг
- Category: Саркофаг: строительство
Первыми шагами при строительстве Саркофага было создание перегородок и стен, отделяющих поврежденный 4-й блок от 3-го блока.В машинном зале между энергоблоками была возведена монолитная стена толщиной 1,4-2,3 м. В деаэраторной этажерке разделительные стены выполнены из монолитного железобетона, толщиной до 1 метра.
В реакторном блоке разделительная стена выполнена путем заполнения бетоном транспортного коридора. В других местах использованы существующие стены и перегородки с соответствующей заделкой проемов, отверстий, щелей и т.д.
По периметру разрушенного энергоблока сначала были возведены "пионерные" защитные стены из железобетона. В северной части энергоблока высота Пионерной стены составляет около 6 метров. На юге и западе – около 8 метров. Пионерные защитные стены были предназначены для обеспечения безопасности производства строительно-монтажных работ по сооружению "Укрытия". Они играли роль своеобразных экраном, что позволяло несколько обезопасить работу строителей Саркофага и других ликвидаторов.
Северная каскадная стена была выполнена из бетона в виде уступов высотой около 12 метров. Опалубка уступов изготовлялась из металлических щитов. Каждый последующий уступ выполнялся с возможно большим приближением к разрушенному блоку. Внутри уступов укладывались изношенные и поврежденные металлоконструкции, а также контейнеры с высокоактивными отходами.
Сохранившаяся западная стена снаружи закрыта стеной с контрфорсами высотой до 50 (!) метров.
Для создания покрытия над центральным залом реактора и деаэраторной этажеркой были подобраны и обустроены опоры для установки новых несущих конструкций. Для опирания главных балок Б1 и Б2, установленных по рядам "П" и "Ж" использованы: с западной стороны - монолитная ж/б стена по оси “50” толщиной 0,9 м и с восточной стороны - выхлопные ж/б шахты в осях “42-44”, сохранившиеся после взрыва. Стена по оси "50" имеет ряд серьезных трещин и других местных разрушений, а также отклонение в сторону оси "51". Определение ее состояния непосредственным обследованием не представлялось возможным.
Источником информации для строительства Саркофага были только фотографии, полученные с вертолета. С помощью фотографий и осмотров с вертолета было установлено также, что выхлопные железобетонные шахты после взрыва не получили видимых разрушений.
На балки Б1 и Б2 уложено 27 металлических труб диаметром 1,2 м, длиной 34,5 м, а над трубами устроена кровля (называется – легкая кровля объекта Укрытие) из профилированного настила.
Опорой для стальных щитов по южной стороне служит установленная по ряду "В" стальная балка "Мамонт", опирающаяся в свою очередь на бетонные опоры у осей "41" и "51". Опоры были выполнены на завале из разрушенных железобетонных конструкций перекрытий 2-х верхних этажей, обломков оборудования и трубопроводов. Для обеспечения большей надежности основания опор было произведено заполнение завала бетоном. В связи с отсутствием возможности качественного производства работ и осуществления контроля (недоступность, высокие радиационные поля) была осуществлена дистанционная программа испытания опор.
Над машинным залом запроектирована новая кровля из балок-ферм и стальных щитов, опирающаяся на вновь установленные пространственные колонны и на сохранившиеся консоли в колоннах.
Саркофаг – работы в объекте после 1986 года
С 1987 по 1989 годы в Саркофаге были выполнены работы по устранению аварийные состояния помещения южных главных циркуляционных насосов и верхней части деаэраторной этажерки. Для обеспечения устойчивости деаэраторной этажерки были возведены разделительно-подпорные стены в пределах машинного зала. При этом восточная часть зала была очищена от завалов строительных материалов, образовавшихся после аварии.
Проектировщики Саркофага
Генпроектировщиком Саркофага являлся ВНИПИЭТ (г. Санкт-Петербург). Отдельные конструкции были спроектированы институтами ЛенПСК (г. Санкт-Петербург), ЦНИИПСК (г. Москва), УкрНИИПСК (г. Киев), ДнепрПСК (г. Днепропетровск) и другими.