Дозы облучения в самолете
- Подробности
- Родительская категория: Зона отчуждения
- Категория: Наука
Пользуясь авиатранспортом человек, поднимаясь на высоту десяти километров теряет экранирующую защиту от земной атмосферы, что приводит к существенному росту дополнительного облучения. В материале анализируются дозы облучения людей, которые пользуются самолетами в качестве транспортного средства. Сравниваем дозы облучения, которые получает персонал работая на ЧАЭС и в городе Чернобыль.
Наиболее дозозатратным (тоесть приводящим к получению наибольших доз за один рейс) считается трансатлантический полет из Соединенных Штатов Америки в Европу, который сопровождается дополнительным воздействием на организм космического излучения в дозе приблизительно 0,05 мЗв. При подъеме на высоту около
Это приблизительно равно разнице между уровнями естественной радиации, которым подвергаются жители Колорадо и жители Нью-Иорка. Летчики и другие члены экипажа реактивных лайнеров, совершающие частые перелеты через Атлантику или через континент, могут регулярно накапливать дозу облучения свыше 5 мЗв в год, т. е. максимально допустимую для обычного населения (средняя норма для стран Западной Европы). Добавим для примера что в Украине предельной дозой облучения, правда для техногенных (созданных человеком) источников, является 1 мЗв в год, а средние дозы облучения персонала проживающего в г. Чернобыль и работающего на ЧАЭС составляет от 2 до 10 мЗв в год.
Формально летный персонал следует отнести к работникам, связанным с радиацией, однако на практике этого никогда не происходит. Дозы, получаемые ими, в среднем выше тех, которым подвержено подавляющее большинство работников других профессий, включая работников больниц и предприятий ядерной энергетики. Хотя радиационные экспозиции вряд ли достигают тех более высоких уровней, с которыми сталкиваются отдельные специалисты, например техники, перезаряжающие реактор, или операторы заводов по переработке ядерного топлива. Радиация, с которой имеют дело члены экипажей авиалайнеров, не сотворена человеком и по своей природе безусловно является естественной, всегда существующей на высоте. Что касается риска - его создал сам человек, проводя все свое рабочее время на высоте
С вводом в регулярную эксплуатацию пассажирского сверхзвукового авиалайнера, например, такого как англо-французский «Конкорд», возникнут, как считали, дополнительные вредные факторы, связанные с радиационным воздействием на пассажиров. Для эффективного режима работы двигателей «Конкорд» должен лететь на высоте 15 -
Новый вредный фактор, возникший с увеличением высоты полета, показывает, что солнечную активность игнорировать более нельзя. Если произойдут исключительно огромные вспышки на Солнце, пассажиры и экипаж сверхзвукового лайнера получат значительную дозу облучения. По этой причине «Конкорд» имеет на борту дозиметрическую аппаратуру, подающую сигнал тревоги пилоту, если радиация достигнет опасного уровня. Стоит величине мощности дозы излучения достичь 0,5 мЗв/ч, как сверхзвуковой реактивный лайнер снизит высоту полета, чтобы использовать экранирующий эффект слоя атмосферы толщиной несколько километров и продолжит свое движение на дозвуковой скорости. Крупные солнечные вспышки, приводящие к дозам радиации достаточным, чтобы вызвать подобные действия экипажей, следует ожидать всего несколько раз в течение каждого 11-летнего солнечного цикла. Однако, если даже наступит день, когда большое число сверхзвуковых авиалайнеров войдет в ежедневную эксплуатацию, можно не сомневаться, что во время какой-нибудь из солнечных вспышек некоторые из них будут находиться в воздухе. Поэтому в таких непредвиденных случаях авиапутешественникам целесообразно обеспечить соответствующую защиту.